Инвестиционные финансовые новости

Несмотря на увеличение концентрации в ритейле, рынок все же остается конкурентным

На этой неделе с разницей в один день два крупных ритейлера “Магнит” и “Лента” объявили о покупке своих конкурентов “ДИКСИ” и Billa. Как стало известно, “Лента” купит сеть супермаркетов Billa за €215 млн. Сети перейдет 161 супермаркет, после чего торговая марка “Билла Россия” прекратит существование. Не кажется ли странным, что две крупные сети “Лента” и “Магнит” приобретают своих конкурентов с разницей в один день? Что теперь будет с рынком дальше? Цены на продукты теперь будут становиться еще выше? Свое мнение на этот счет высказали эксперты в ходе онлайн-конференции Finam.ru “Ритейл в России: консолидация рынка и ценовое регулирование”.

Артем Михайлин, аналитик ИК “ВЕЛЕС Капитал”, полагает, что близость во времени двух этих сделок обусловлена вполне объективными причинами. Во-первых, крупнейшие сети, такие как “Магнит” и “Лента”, смогли достаточно успешно пройти 2020 г., укрепили свое финансовое состояние и значительно сократили долговую нагрузку. Во-вторых, ставки на долговом рынке пока остаются достаточно привлекательными для осуществления сделок с использованием заемного финансирования, но они уже начали увеличиваться. В-третьих, обе компании более или менее завершили перестроение своей системы управления, что позволяет сконцентрироваться на долгосрочных целях. В-четвертых, пандемия для многих игроков стала тяжелым испытанием, что увеличило число активов доступных для покупки.

Несмотря на увеличение концентрации в ритейле, рынок все же остается конкурентным

Если говорить конкретно о сделке по покупке Billa, по мнению эксперта она полностью вписывается в долгосрочную стратегию “Ленты”, так как позволит усилить малые форматы и онлайн-направление в очень значимом московском регионе. Для акционеров “Ленты” она также позитивна, за счет того, что приведет к долгосрочному улучшению финансовых показателей компании. Рынок после двух этих сделок станет еще более конкурентным, и игроки будут находится ближе к друг другу по доле. “Мы ожидаем, что консолидация рынка продолжится, но назвать кого конкретно поглотят дальше очень сложно”, – отметил Михайлин.

Артемий Шамшуков, аналитик ГК “ФИНАМ”, отметил, что эта сделка увеличивает общее количество супермаркетов “Ленты” в два раза, укрепляя позиции ритейлера, в том числе, на ключевом региональном рынке – Москве. Как итог, доля “Ленты” в столице и области составит 3%. Оптимизма инвесторам добавляет тот факт, что формат гипермаркетов – основной для “Ленты” – начинает показывать отстающую динамику от формата супермаркетов, как раз того, что приобретает “Лента” после поглощения Billa.

Можно считать данную сделку, как часть выполнения стратегии “Ленты”, отмечает эксперт. Компания ставит перед собой амбициозные цели. Уже по итогам 2021 года, “Лента” была намерена расширить площадь своих магазинов как минимум на 100 тысяч квадратных метров. А к 2025 году в планах ритейлера удвоить свою выручку – с 445 млрд руб. в 2020 году до 1 трлн руб. в 2025.

При этом, Шамшуков уверен, что на цены на продукты сделка повлиять не должна. Общая рыночная доля Х5 и “Магнита” не должна превысить трети всего рынка ритейла в России. Несмотря на увеличение концентрации на рынке, он все же остается конкурентным.

Людмила Теличко, главный аналитик “Промсвязьбанка”, сохраняет положительный взгляд на перспективы “Ленты” в случае реализации сделки. Компания уже сейчас является крупнейшей сетью гипермаркетов и 4-м по выручке ритейлером в России, а планирует претендовать на 3-е место (хоть и с большим отрывом от первых двух игроков). “Мы видим реализацию вектора, намеченного в стратегии, а также явную целесообразность сделки”, – отмечает эксперт.

В случае реализации сделок “Магнит”+”Дикси” и “Лента”+”Билла”, в России будет 2 крупнейших игрока, занимающих суммарно 22%-24% рынка и на 3-ем месте будет находиться “Лента”, но с большим отрывом (примерно 3% рынка). При этом Теличко отмечает, что в том, что оба слияния пришлись примерно на один промежуток времени нет ничего странного – более сильные игроки, пережившие пандемию с большим приростом в выручке, поглощают более слабых. Billa последние 3 года убыточен, а “Дикси” в 2020 году показал такую же выручку, как и в 2018 г.

“Мы не ожидаем, что это скажется ростом цен для покупателей выше рынка, потому что регионы, где больше всего представлены магазины “Дикси” и “Билла”, характеризуются крайне высокой степенью конкуренции и даже каннибализацией соседствующих бизнесов”, – заключила Теличко.

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК “Фридом Финанс”, считает, что то, что сделки прошли с разницей в 1 день – совпадение, но тенденция активизации M&A имеет место быть. Цены на продукты не должны вырасти из-за слияния. Во всяком случае, ФАС будет следить за этим, чтобы не допустить сговора. “На рынке есть кандидаты, но их немного, они небольшие. Возможно, 5 – 10 сделок в ближайшие 2 года мы увидим”, – отметил Ващенко.

Источник

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.